Вывод. В процессе работы женщина смогла осознать, что полученные от матери негативные родительские предписания явились причиной нарушенных взаимоотношений с самой собой (конфликт «я» реального и «я» идеального) и членами семьи. Ассоциативные карты помогли иначе взглянуть на чувство обиды на мать. Осознав сходство с матерью в поведении и убеждениях и мотивы, лежащие в основе ее жизненного сценария, женщина простила мать, приняла решение улучшить отношения с матерью и сыном и наметила шаги по реализации разработанного плана.
Таким образом, оба клиента (сын и мать) осознали причины своих проблем, их негативные последствия в жизни и свои желания и задумались над изменениями. В итоге терапии оба почувствовали себя лучше.
В заключение отметим, что участникам травматической ситуации бывает стыдно, трудно и больно рассказывать о ней. Карты же позволяют не только «извлечь», экстероризировать травматические переживания обиды при работе с визуальным рядом, который клиент выбирает, но и структурировать вы- тесненный в бессознательное материал, проговорить и заново прожить в безопасной обстановке эту травму, «выплеснуть» негативные чувства, ощущения и мысли. Использование карт-слов помогло «проговорить» случившееся и осознать связанные с ним реакции (свои и окружающих). Разговор об изображении на карте воспринимается клиентом не как анализ его личной истории, а как обсуждение информации об изображенных на ней объектах. Происходящая при этом диссоциация дает возможность погружаться в травматическую ситуацию ровно настолько, на- сколько позволяет клиент. Регулирование степени погружения профилактирует ретравматизацию.
Вывод и комментарии. В ходе психотерапии подросток осознал, что непрощение матери может привести к негативным последствиям. А простив ее, он получит ее любовь и внимание, которого добивался раньше с помощью девиантных поступков. Подросток осознал, что отсутствие необходимого для него внимания матери он расценивал как нелюбовь к нему. Использование ассоциативных карт ускорило и облегчило понимание причин случившегося и обиды на мать. Сделанный подростком выбор в пользу прощения улучшил его состояние. В процессе работы можно было понаблюдать за сменой состояний под- ростка (от агрессивно-отстраненного до эмоционально открытого и спокойного). Он подробно рассказал о своей проблеме, смог поделиться переживаниями.
Судя по анамнезу, в семье подросток был обделен вниманием родителей. Между ними не было достаточно доверительных взаимоотношений, что сформировало чувство враждебности к окружающему миру и обиду на мать. Ассоциативные карты помогли подростку иначе взглянуть на чувство обиды на мать. Осознав мотивацию матери и мотивы, лежащие в основе ее поведения, он простил мать и принял решение больше не огорчать ее своими поступками. Он увидел причины своих проблем, негативные последствия их проявлений в реальной жизни, определился со своими желаниями и в итоге терапии почувствовал себя лучше.
Как показывает практика консультаций подростков, среди основных трудностей в воспитании на первое место выходит недостаточный психолого-педагогический опыт родителей.
В коррекционной работе с подобными ситуациями необходимо:
• повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
• совершенствовать и распространять лучший опыт семейного воспитания;
• оказывать влияние на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
• создавать условия для духовного общения и совместного проведения досуга детей и родителей. Использование ассоциативных карт помогает оценить произошедшее и связанные с ним реакции (свои и окружающих). Разговор об изображении на карте воспринимается клиентом не как анализ его личной истории, а как обсуждение информации об этих объектах. При подобной диссоциации погружение в травматическую ситуацию происходит ровно настолько, насколько хочет клиент.
Возможность регулирования степени погружения позволяет избежать ретравматизации.
Вышеизложенное является подтверждением эффективности использования ассоциативных карт в социальной терапии девиантного поведения подростка.