Разрыв отношений с партнером как причина панических атак
Дмитриева Н.В., Красовская Н.Р., Перевозкина Ю.М.
Статья посвящена проблемам психотерапии тяжелого невротического симптома − панических атак. Рассматриваются возможности использования ассоциативных карт как эффективного инструмента в психотерапевтической работе с паническими атаками, детерминированными незавершенными отношениями. Приводится пример терапии клиента, подверженного паническим атакам. Описан процесс выявления триггеров, приводящих к возникновению панических атак и описаны глубинные причины возникновения симптома. Приведен анализ потребностей и описан процесс выяснения неудовлетворенных потребностей клиента. Детально описана работа с симптомом, затрагивающим пять уровней психики, обоснована необходимость длительной работы на культурном, социальном, личностном, психическом и биологическом уровнях. Детально описаны результаты терапевтической работы.
Паническая атака − тяжелый невротический симптом необъяснимой, мучительной тревоги, дезориентации, сопровождаемый страхом смерти. В то же время ничего опасного во время атаки в физическом отношении с человеком не происходит.

По определению Д.Франчесетти, человеку с панической атакой кажется, что под ним все расползается, он теряет опору под ногами (в психологическом смысле) при полном контроле разума [3].
С жалобами на частые (три-четыре раза в неделю и особенно перед сном) панические атаки к нам обратилась женщина 30 лет. Работает в музее. Живет с родителями. Дважды была в гражданском браке (продолжая жить с мужьями в квартире родителей). Длительность браков − не больше года. Оба разрыва произошли по инициативе мужчин. Со слов клиентки, мужья считали ее маленькой, ни к чему не приспособленной девочкой − маминой дочкой, скучной, неинтересной, «пресной», не желающей расти и меняться. Воспитывалась в семье много работающих родителей, которые часто оставляли ее одну. До сих пор ощущает себя девочкой, которая боится быть брошенной.

Жалобы на панические атаки, страх смерти, удушье, страх быть объектом агрессии, одиночество, желание все держать под контролем, трудности с засыпанием, одышка. Обращалась к психиатру. Поставлен диагноз «Панические атаки», назначен курс медикаментозной терапии, который, со слов клиентки, не помог.
Психолог (П): Когда начались атаки?

Клиентка (К): Полтора года назад.

П: С чем были связаны?

К: С разрывом отношения со вторым мужем. Мы тяжело расходились. Я его любила, как и первого мужа, который тоже ушел от меня.

П: Как долго длились отношения?

К: Пол года и произошел разрыв.

П: Кто был инициатором разрыва − он или Вы?

К: В обоих случаях − мужья.

П: Что чувствовали по отношению к мужьям?

К: Любовь. Сейчас переживаю, боюсь, что так и не выйду замуж, останусь одна. На работе стараюсь забыться, но вечерами, как только подойду к пустой кровати, сразу начинаю переживать и расстраиваться. Эти воспоминания − для меня большой стресс.

П: Когда и где чаще всего начинаются панические атаки?

К: Перед сном, в метро, в транспорте, на работе.

П: Атаки возникают самопроизвольно или их появление с чем-то связано?

К: Перед сном тяжело ощущать свое одиночество. Запускают атаки мои переживания.

П: Есть ли способ избавиться от них?

К: Если бы ко мне вернулись мужья, мне было бы лучше.
Таким образом, одной из причин панических атак являются незаконченные отношения. Если мы завершим отношения, вероятно, пройдут и атаки.
П: Правильно ли я поняла, что, если мы сейчас завершим отношения с мужем, Вы его простите, извлечете уроки из этих отношений, осознаете потребности, которые Вы удовлетворяли в браке, оцените то, что Вы получали и отдавали в этих отношениях, то, что Вы потеряли и приобрели, то панические атаки уйдут?

К: Наверное, да.
Используем технику «Освобождение от зависимых отношений».

Как известно, существует три позиции восприятия:

1. Восприятие реальности из своей реальности Я=Я. Я хорошо понимаю, что происходит со мной, я в хорошем контакте с собой. Хорошо знаю, что мне нужно.

2. Я=другой человек − из этой позиции мы воспринимаем реальность так, как ее воспринимает другой человек, ставим себя на место другого. Помогает эмпатия.

3. Я= наблюдатель − мы воспринимаем ситуацию отстраненно, без мыслей и эмоций. Констатируем то, что происходит.

Показания к использованию техники:

· Завершить те отношения, которые фактически завершились, но эмоционально нет.

· Прояснить отношения.

· Завершить отношения, в которых клиент находится прямо сейчас.

· Улучшить те отношения, которые есть сейчас.

Алгоритм:

1. Выберите в открытую (ВО) из любого портретного набора карту человека, с которым хотите поработать (позиция 1 − карта «Я внутри отношений»)

2. Как он выглядит (выражение лица, как одет, что говорит?)

3. Какие у Вас чувства к нему?

4. Если бы у этого чувства были слова, как бы они звучали?

5. Какие потребности Вы удовлетворяли с его помощью? (мы привязаны к другому человеку в надежде что-то дополучить от него)

6. Выберите ВО карту − схему связи между вами. Откуда и куда они направлены, на что похожи? (карта отношений/взаимодействия из набора «Persona»). После этого клиент уходит в отстраненную позицию и глядит со стороны (позиция 3 − карта «Я вне отношений»). Как отношения выглядят со стороны, что между ними происходит? Как выглядят связи между ними отсюда? (карта отношений/взаимодействия из набора «Persona»)

7. Теперь клиент переходит в позицию партнера (карта − позиция 2). Какие чувства Вы испытываете? Что в теле ощущаете? Какие слова хочется сказать? В чем потребности? Какие между вами есть связи? (карта-схема отношений/взаимодействия из набора «Persona») Есть ли еще что-то важное, что Вы пока не можете понять?

8. Теперь клиент снова переходит в нейтральную позицию − смотрит, что изменилось? (позиция 3)

9. Возврат в свою позицию (позиция 1).

Теперь мы знаем, какие у Вас есть потребности относительно партнера, и какие у него есть потребности относительно Вас. Если бы над Вашей головой находился источник всех возможных ресурсов, то как высоко он находился бы и как он выглядел? Позвольте всем ресурсам, которые были важны в этих отношениях для Вас и того другого, начать опускаться и начать наполнять Вас. Что меняется по мере того, как Вы наполняетесь? Позвольте себе полностью наполниться этими ресурсами. Когда они начнут переливаться через край, пусть тот другой, по Вашим связям тоже наполняется необходимыми ресурсами. Что в нем меняется по мере того, как он наполняется тем, в чем нуждается?

10. После того, как оба наполнились − слова прощения и благодарности. Может тот другой хотел бы Вам что-то сказать, что это за слова?

11. Перережьте связи между вами. Представьте, как Вы это делаете. Пусть концы этих связей вернутся в ваши тела - каждый из вас возвращает то, что привносил в ваши отношения.

12. Как Вы ощущаете пустое пространство между вами?

A. Если цель работы − завершение отношений, позвольте другому уйти своим путем, в своем направлении. Клиенту помогите выбрать направление, где будет располагаться его будущее. Оставаясь в хорошем контакте с источником своих ресурсов, сделайте несколько шагов в свое будущее.

B. Если работаем с улучшением отношений − разрезаем связи, возвращаем в тело. Если бы прямо сейчас между вами возникли новые отношения, гораздо более здоровые и поддерживающие, то что бы это были за связи? Как они выглядят? Куда направлены? Как переживаются?
Приводим фрагменты работы с паническими атаками, связанными с незавершенными отношениями с партнером. Используем технику «Освобождение от зависимых отношений». Цель: увидеть ситуацию с трех точек зрения:

1) со своей точки зрения − 1 позиция «Я сам»;
2) с позиции партнера − 2 позиция «Другой»;
3) с точки зрения стороннего наблюдателя 3 позиция − того, кто может посмотреть на эти отношения со стороны.
П: Выберите из набора «Persona» («AlterEgo» или любой портретной колоды) в открытую (ВО) три карты:

Карта 1 − моя позиция в отношениях.
Карта 2 − восприятие отношений с точки зрения мужа.
Карта 3 − Я как сторонний наблюдатель.
Карта 2
Позиция 2-партнера в отношениях
Карта 3
Позиция 3-клиентка как сторонний наблюдатель
Карта 1
Позиция 1-клиентка в отношениях с партнером
П: Проанализируем Ваш взгляд на отношения. Какими Вы видели их тогда? Расскажите о чувствах, мыслях, ощущениях.

К: Карта 1. Я была как в тумане, от любви у меня буквально снесло крышу. Выполняла все его просьбы, отдавала все, что могла.

П: Выберите ВО схему ваших отношений (из набора «Persona») и положите 1, 2 и 4 карты так, как ложатся.
Карта 1
Карта 4
Карта 2
П: Какими были ваши отношения (карта 4)?

К: Я его очень ценила, ревновала и предъявляла претензии.

П: Что Вы чувствовали?

К: Влюбленность, восторг, восхищение.
Комментарии: Клиентку беспокоит страх, что она может больше не влюбиться, это является истиной неосознаваемой причиной тревоги, что она может больше не встретить такого человека, а если и встретит, то он точно также может ее покинуть, как покинул муж. Несмотря на то, что клиентка старалась выстраивать эти отношения, произошел разрыв, который обижал, злил и не давал покоя. Чувствовала желание отомстить, обиды и слёзы. Задача − найти причину произошедшего, чтобы извлечь урок и избежать ошибок в новых отношениях [1].
П: Что Вам нравилось в муже (карта 2)?

К: Он мужественный, самостоятельный, брутальный, сильный, интересный, сексуальный, умный.

П: А Вы?

К: Я скромная, неинтересная, некрасивая, но удобная и покладистая серая мышка (карта 1).

П: А что Вам в нем не нравилось?

К: Ненадежность, невозможность на него опереться и довериться. Он был необязательным и невнимательным по отношению ко мне.

П: Посмотрите на пирамиду потребностей. Какие Ваши потребности Вы удовлетворяли с его помощью?
Знакомим клиентку с пирамидой потребностей и просим выбрать те, которые удовлетворялись в этих отношениях.
Рис. 1. Пирамида потребностей.
К: Благодаря ему я испытывала наслаждение, счастье, (потребность в любви, во внимании, в признании, принадлежности, присоединении, принятии).

П: Вы расстались. Как сейчас Вы удовлетворяете эти потребности?

К: (Плачет). Никак.

П: Могу ли я предположить, что Вы не научились удовлетворить свои потребности самостоятельно? Вам не удается найти замену мужу. Вы тоскуете по нему, несмотря на его ненадежность, и необязательность.

К: Я больше не чувствую себя счастливой, никто не смог заменить его. Я ищу ему замену, но найти не могу.

П: Каким был характер ваших отношений (набор «Persona», карта 4 отношений/взаимодействия) в тот период, когда вы были вместе?

К: Я отдавала себя искренне и полностью (прямая линия), а он вел себя как-то непонятно, витиевато. То приходил, то уходил. Он был крайне непостоянным и его поведение поддерживало во мне уровень тревоги, но зато давало адреналин. Было чувство, что я на кратере вулкана. Когда я узнала, что у него была еще одна девушка «для серьезных отношений», было больно, но я надеялась, что он изменится, бросит ее и у нас все будет хорошо.

П: А какие потребности он удовлетворял с Вашей помощью?

К: В реализации мужского потенциала и сексе.

П: Получается, что Ваши потребности не может удовлетворить никто, а он смог обойтись без Вас и «удовлетворился» на стороне?

К: Это так.

П: Получается, как в сказке про короля и солдата. Король убеждал солдата в том, что только он-король сможет ему помочь. А на самом деле помог сторонний наблюдатель, сумевший задать правильный вопрос:

- Ты проживешь без короля? Солдат сказал:
- Изволь!
- А ты без армии своей?
- О нет! – сказал король.

П: Вот и Вы, к сожалению, так и не смогли повзрослеть и научиться обходиться без армии помощников. Давайте посмотрим на ваши отношения с позиции партнера.

К: Зачем?

П: Чтобы высказать чувства друг другу, завершить отношения и диагностировать потребности, которые остались не удовлетворенными. Известно, что мы вступаем в отношения, чтобы удовлетворить свои потребности. Если ты не научился удовлетворять потребности без партнера, ты продолжаешь цепляться за эти «мертвые» отношения? Вы нуждаетесь в любви, во внимании, в признании, принадлежности, присоединении, принятии, но, с Ваших слов, нет никого, кто бы мог Вам в этом помочь, КРОМЕ ПАНИЧЕСКИЙ АТАКИ. С ее помощью Вы получаете все это от родителей и коллег, имея от наличия симптома вторичные выгоды. Как только Вы найдете способ решить эту проблему, атаки уйдут.

П: Войдите в образ мужа, попробуйте мыслить, чувствовать и отвечать, как он. Выберите карту 5 – схему ваших отношений (с его точки зрения).
Карта 1
Карта 5
Карта 2
П: Как муж оценил бы схему ваших отношений? Давайте посмотрим на нее его глазами. К: Карта 5. Он считал, что он величественный, значимый и серьезный (большой шар, а я – маленькая и не интересная – малый шар).

П: Как Вам кажется, кто из вас был более близок к истине? Имел ли он основания считать, что Вы должны вкладывать в отношения больше, чем он?

К: Имел. Он был круче.

П: Пытались ли Вы прояснить отношения?

К: Можно было бы поговорить, объяснить, что я стараюсь, вкладываюсь, а ты не видишь и не слышишь меня, но я боялась. Я все время чувствую себя маленькой девочкой, которая боится быть брошенной.

П: Давайте зададим вопрос Вашему мужу и с вашей помощью получим на него ответ: «Что Вам нравилось и не нравилось в вашей жене?».

К: Красота и непосредственность. Не нравились несамостоятельность и детскость.

П: Что Вы думаете по поводу его мнения?

К: Я согласна.

П: Сколько Вам лет?

К: 30.

П: А психологически Вы себя на сколько ощущаете?

К: Лет на 13.

П: Как Вам кажется, это его не напрягало?

К: Ему это не нравилось.

П: Какие чувства он к Вам испытывал?

К: Любовь.

П: Если мы спросим: «Почему ты бросил жену?», что он скажет?

К: С ней было скучно. Это – не моя женщина. Ведет себя, как ребенок, не растет как личность, ни амбиций, ни устремлений, ничего, кроме секса, в ней не цепляет.

П: Вы учитесь, работаете?

К: Работаю в музее, но буду увольняться из-за маленькой зарплаты.

П: Что будете делать?

К: Не знаю. Хочу жить отдельно от родителей, иметь нормальную зарплату, семью, но учиться и работать не хочу.

П: Не является ли это пока неразрешенное противоречие причиной Ваших атак?

К: Да. Когда они начинаются, родители плачут, боятся, что я умру и сразу же обещают мне «золотые горы».

П: На сегодняшний день в Ваши 30 лет у Вас нет ни любимой работы, ни амбиций, ни денег, ни счастья, ни уважения к себе. Кто для Вас является самым главным и значимым человеком в жизни?

К: Мама. Без нее я пропаду. Потом папа, дедушки и бабушки.

П: А где ВЫ в этом списке? На первом месте должны быть Вы, на втором – партнер. Смешение ролей и функций – еще одна причина Ваших панических атак. Вы неразвиты как личность, ничего не делаете для взросления и делать не хотите, Вы «зависли» на линии времени в детском эго-состоянии девочки 13-ти лет, что привело к конфликту между Я-реальным и Я-идеальным (хотите многого, но за счет других). Попробуйте стать интересной самой себе, начните развивать свою личность, она станет красивой и притягательной для вас и для мужчин. Придет любовь и появится семья.

К: Согласна, но это трудно.

П: Конечно, гораздо проще получать любовь, признание и внимание с помощью атак. Возвращаемся к третьему этапу техники – диссоциация, возможность посмотреть на отношения со стороны. Выберите карту 3 – стороннего наблюдателя, смотрящего на ваши отношения со стороны. Как выглядят отношения с позиции образа Я-диссоциированное?
Карта 2
Карта 6
Карта 1
Карта 3
П: Что явилось причиной расставания. Что Вы видите, чувствуете и думаете по поводу случившегося конфликта?

К: На схеме – карте 6-(набор «Persona») отношения не равны. Он большой и сильный, а я маленькая, по уши вовлеченная в водоворот его жизни и его желаний. Он делает, что хочет, а я подстраивалась под него. Понимаю, что в конфликте виноваты мы оба.

П: Можете Вы его простить?

К: С трудом.

П: Что «не так» Вы делали в этих отношениях?

К: Я не должна была забывать о себе и принимать его всяким. Мне было в кайф его любое поведение. Там, где я должна была сказать: «Ты не прав, и я от тебя ухожу», я терпела и вела себя как жертва. Я боялась взять ответственность за отношения, была безвольной, не проявляла должного уважения к себе, не отстаивала свои границы.

П: Достаточно ли этой информации для того, чтобы понять, что Вы не будете делать в новых отношениях? Посмотрите на карту 6. Какими были ваши отношения? Как бы Вы их охарактеризовали, на что они были похожи?

К: Я не могла вырваться из-под его власти, из круга, который он вокруг меня создал. Я могла получать хорошие эмоции, только общаясь с ним. Я была полностью зависима от него. С ним было плохо, а без него – еще хуже.
Комментарии: клиентка сделала вывод о наличии зависимых отношений. Перечислив плюсы, которые она получила от них, и минусы своего характера, она нашла в себе силы, простила мужа и «отпустила» его. Женщина поняла, что свои потребности нужно удовлетворять самой, и для этого надо повзрослеть, найти интересную работу, хобби, друзей, стать зрелой личностью. Она поняла, что мужчины любят зрелых, умных, состоявшихся личностей в профессиональном и в личностном плане.
П: Какой урок Вы вынесли из этих отношений?

К: Буду выстраивать партнерские отношения и избегать конфликта «дать-брать».
Клиентка осознала причину разрыва, простила мужа, поняла, что много получила от него, и решила менять профессию и искать направление приложения своих амбиций.
П: Выберите ВО из набора «Persona» карту 7- устраивающую Вас модель новых отношений.
Карта 1
Карта 7
Карта 2
К: У нас будут равноправные партнерские отношения. Один шарик – это я – будет показывать себя только наполовину. У меня будут женские тайны поведения и обольщения, известные только мне. Буду предъявлять себя обдуманно, чтобы партнер не утратил ко мне интереса. Небольшая тайна укрепит отношения. Пусть каждый раз открывает меня по-новому.

П: Почему стрелка, идущая от партнера, наполненная (черная), а идущая от вас - пустая (карта 7)?

К: Он будет давать мне что-то материальное, что можно потрогать руками (например, зарплату), а я – нематериальные духовные эмоциональные богатства. Шарики одинаковые по размеру. Значит, если он будет мне интересен, то и я должна стать интересной личностью. Буду расти как специалист, как человек, с которым есть о чем поговорить. Буду над этим работать.

П: Как себя чувствуете?

К: Прекрасно, но как быть с атаками?

П: Обсудим причины Ваших атак.

Первой причиной являлись незаконченные отношения. На месте ушедшего от вас партнера, ранее удовлетворяющего Ваши потребности, появился суррогат – паническая атака – помощник в получении внимания, заботы, признания и любви родителей.

Второй причиной панических атак стала ваша личностная незрелость. Вы говорили, что внутренний голос Вам сигналил: «Посмотри на себя, ты – маленький подросток: делать нечего не хочешь, мужики тебя бросают, а ведь пора замуж. Ты никому не интересна, так и проживешь свою жизнь с мамой с папой». Такие мысли вызывали тревогу и атаки. Теперь Вы завершили отношения, простив партнера, осознав полученные от отношений плюсы, уроки и наметив план новой жизни. Отпустив мужа в его будущее и приняв решение пойти своей дорогой, Вы поняли, как удовлетворять свои потребности самой (без внимания мужа, мамы, папы, дедушек и бабушек). Если придерживаться сделанного выбора, Ваши атаки пройдут.

Третьей причиной панических атак стали выгоды от симптома. Будем обсуждать Ваши выгоды. Вытяните из набора «Вторичные выгоды» в закрытую (ВЗ) несколько карт.

К: Я вытянула карту «Привязать». Я привязываю с помощью панической атаки к себе маму с папой – они вокруг меня крутятся и вертятся и мне становится легче.

Карта «Впадать в детство» о том, что я из него еще не вышла. Придется многое начинать делать самой.

Карта «Избегать ответственности» – это тоже про меня. Я уже много лет ее избегаю, все думаю, увольняться или нет. А вдруг будет хуже?

Карта «Традиция» про то, что в нашей семье, если кто-то заболеет, вокруг него собирается вся семья. Она помогает, поддерживает, подпитывает вниманием и заботой. Это семейная традиция.

П: Какие еще выгоды есть у панической атаки?

К: Карта «Месть» о том, что хочу отомстить всем вокруг.

П: Кому именно?

К: В первую очередь Миру и Жизни. Они виноваты в том, что у меня все не сложилось. Почему все так несправедливо?
Комментарии: клиентка поняла, что никаких органических причин для возникновения панических атак у нее нет. Она осознала выгоды от них, решила от них отказаться и начать удовлетворять свои потребности другим, здоровым способом. Она поняла, что отныне будет тратить свою энергию не на атаки, а на решение поставленных задач.
П: Давайте вернемся к трем шагам Вашего нового жизненного плана: прощение партнера (карта 8), осознание урока от отношений (карта 9) и действия по реализации новой жизни (карта 10). Выберите из колоды «Проститься, чтобы жить» три карты в закрытую.

П: За что Вы можете простить мужа? Что Вы видите на карте 8?
Карта 8
Карта 9
Карта 10
К: Домашний уют и семью. Там хорошо. Это настраивает меня на будущее семейное счастье.

П: Чем Вам помог муж в формировании нового взгляда на счастливые семейные отношения?

К: Если бы эти полтора года я так не страдала от атак, я бы так и не поняла, что такое страдание. Теперь я знаю, что помимо страдания есть любовь, признание, внимание и забота. Они важны, как хлеб, поэтому следующего партнера я буду искать, исходя из этих интересов.

П: Вы можете его поблагодарить за тот опыт, который он вам дал?

К: Могу. Спасибо за то, что теперь я знаю, как надо вести себя с любимым мужчиной.

П: Какой основной урок Вы извлекли из этих отношений? Взгляните на карту 9.

К: Маленький домик – это я. А страшная волна – паническая атака, забирающая все мои силы и энергию. Буду вкладывать ее не в ураган, а в личностный рост.

П: Как самочувствие?

К: Хорошее! Я осознала выгоды от панической атаки, ее причины, выбрала карту новых отношений, к которым буду стремиться.

П: Карта 10 – ответ на вопрос: «Что вы будете делать, начиная с завтрашнего дня, чтобы жить по-новому?».

К: Я сделаю все, чтобы не закончить жизнь одинокой старушкой (карта 10).
Клиентка ознакомилась с быстрыми тактиками преодоления панических атак. Ее рассмешила фраза Е.Петровой (2017) о том, что «атаку надо просто пережить, как понос» [2, с.53].

Женщина пообещала, что в случае появления атаки для ее преодоления она будет:

1. Учиться снижать вредоносность симптома. Восстановит уверенность в себе по время приступа (регуляция дыхания − открываем окно, глубоко дышим; обеспечиваем контакт с телом −находим опору (пол под ногами или дверная ручка); осознаем свои ощущения).

2. Перестроит реакции личности, связанные с потребностью в контроле. Люди, нуждающиеся в постоянном контроле ситуации, «не выпускают мир из внимания, стараясь быть эффективными. Они боятся отпустить мир, который в это время… проявит агрессию» [2] (жалобы клиентки про страх агрессии). Они не знают, что, поскольку проконтролировать все и всех невозможно, бессмысленно стараться. Лучше убрать контроль и отпустить ситуацию, внедрив в сознание идею «пусть случится все, что может случиться, и даже хорошее».

3. Уберет не симптом, а его причину. Клиентка разрешила себе осознать свои потребности, заявить о них и найти в себе силы для их реализации.

4. Нейтрализует конфликты. В нашем случае это:

· конфликты между паспортным и психологическим возрастом;

· нарушение баланса «дать-брать»;

· смешение ролей и функций;

· конфликт между Я-реальным и Я-идеальным.

Для полного избавления от панической атаки требуется от 2-х до 3-х месяцев. Поскольку этот симптом затрагивает пять уровней психики, необходима длительная работа на культурном, социальном, личностном, психическом и биологическом уровнях. Важно помнить, что все пять уровней дезориентации личности как бы «не имеют причины», не обусловлены органическими изменениями, но в случае с клиенткой были затронуты следующим образом:

1) На культурном уровне клиентка сталкивается с фактом, выходящим за рамки понимаемого и принимаемого ею контекста, изменить который она бессильна. В нашем случае ударом для клиентки стало известие о непорядочности и лживости ее мужа, с которым она не могла ничего сделать.

2) На социальном уровне клиентка сталкивается с новым человеком, к встрече с которым она не готова. В нашем случае травмой для клиентки стало известие о наличии у ее мужа женщины на стороне. И с этим фактом она тоже не могла ничего сделать.

3) Дезориентация на личностном уровне происходит при наличии ценностного конфликта, когда клиентка сталкивается с событием, к которому не готова. В нашем случае травмой для клиентки стало желание мужа уйти к другой женщине.

4) Дезориентация на психическом уровне связана с аффектами незавершенных действий. В нашем случае клиентка хотела высказать мужу свое недовольство, но он «сбежал», лишив ее такой возможности.

5) Дезориентация на биологическом уровне появилась как результат прерванной беременности. В ходе терапии учим принимать себя, свои ощущения, свое тело как физическое существо.

Библиографический список
1. Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М., Лопатина Е.А. Психологическая работа с неудовлетворенной потребностью в любви. // Международный научно-практический и методический журнал «Смальта», 3 (2017). С.17-22.

2. Петрова Е. Психосоматика. Рабочий сборник материалов к практическим семинарам. Интегративный институт гештальт-тренинга, СПб, 2017.

3. Франчесетти Дж.и др. Панические атаки: Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных контекстов.М.:МИГТиК; ИОИ,2015.
Рекомендуем к прочтению
Дмитриева Н.В., Антилогова Л.Н., Красовская Н.Р.
Источник: Дмитриева Н.В., Красовская Н.Р., Шишкина А.И. КОРРЕКЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ // Интернаука: научный журнал. № 8(42). – М., Изд. «Интернаука», 2018. – С. 5-10.