Коррекция невротических установок с помощью метафорических ассоциативных карт
Дмитриева Н.В., Красовская Н.Р., Шишкина А.И.
По мнению Д.Н. Узнадзе (1886-1950), в психике создаются установки как готовность воспринимать мир и реагировать определенным образом на определенную ситуацию [3]. В психологии термином «установка» обозначают предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия.

Установка − бессознательный процесс, который руководит нашим поведением и может сработать как объективно, так и ошибочно, определяя готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой − отрицательными. В определенных случаях установка служит фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни, вызывающим невроз[1-6].

Установки формируются в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими и влияют на формирование убеждений, ценностей и жизненного сценария. Ребенок интроецирует, «проглатывает» иррациональные суждения, воспринимая их без критики как данность и начинает следовать им в дальнейшей жизни.

Работа с иррациональными установками занимает в психотерапии неврозов важное место, потому что проявления невротических установок пронизывают все сферы жизни невротика.

Согласно А. Эллису, иррациональные установки имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. Вступая в конфронтацию с реальностью, они противоречат объективно сложившимся условиям, приводя к дезадаптации, эмоциональным проблемам[6].

При диагностике вредных иррациональных (дисфункциональных) установок следует обращать внимание на наличие в речи клиента слов-маркеров. Например, в основе установки долженствования, присущей невротикам, лежит идея долга. Поэтому, описывая проблему, они используют слова «должен», «должны», «должно», обозначающие отсутствие любой альтернативы[2] и тем самым способствующие возникновению невроза[1,6].

В процессе психотерапии человеку дается возможность избавиться от вредных иррациональных ошибок и заблуждений посредством формирования более рациональных полезных установок.

Приведем фрагменты терапии с женщиной, страдающей неврозом, одной из причин которого является «тирания долженствований» [5], подкрепляемая вредными установками «Я должна зарабатывать больше» и «Я всем должна».
На приеме женщина-педагог с 20-тилетним стажем. Состоит в браке 26 лет. Проживает с мужем и двумя сыновьями 25-ти и 17-ти лет. С гордостью говорит о своей организованности, ответственности, дисциплинированности, порядочности, умении планировать и достигать поставленные цели. Жалобы на чрезмерно выраженное чувство долга и усталость от «ощущения того, что всю жизнь всем что-то должна». Со слов клиентки, предъявляет высокие требования к себе. Считает, что всегда и во всем должна быть на высоте.Беспокоят перенапряжение, быстрая утомляемость, слабость, чувство истощения, тревога.

Вышеперечисленные симптомы указывают на наличие у клиентки неврастении.
Психолог (П): Чего вы хотите?

Клиентка (К): Меня давно угнетает мысль о маленькой зарплате. Считаю, что должна зарабатывать больше. Предложили новую хорошо оплачиваемую работу, а я не могу сделать выбор. Вот если бы к старой работе да добавить новую зарплату…

П: Выберите несколько карт, характеризующих ваше сегодняшнее состояние, и опишите их.

Клиентка выбирает из набора «Про тебя» такие карты:
Рисунок 1. Карты 1-3, ассоциирующиеся с актуальным состоянием клиентки
Карта 1
Карта 2
Карта 3
К: На карте 1 − я и мой сын. Мне нравится быть матерью. Нравится всех кормить, обо всех заботиться. На карте 2 − я и мой муж. Мы дорожим друг другом. На карте 3 вижу двух счастливых старичков со своими взрослыми детьми. Это про меня. Хочу состариться вместе с мужем и как в сказке «умереть в один день». Мне приятно, что дети нас любят и с нами советуются. Им нравится наша компания. Мы стараемся проводить все семейные торжества вместе.

П: Какие чувства и ощущения вы испытываете, глядя на эти карты?

К: Мне хорошо и спокойно.

П: А зачем пришли ко мне?

К: Хочу зарабатывать много денег. Мы с мужем оба работаем, а денег хватает от зарплаты до зарплаты.

П: Как давно вы живете с установкой «Я должна зарабатывать больше»?

К: С детства. Мы жили скромно. Когда мне на день рождения родственники дарили деньги и я тратила их как хотела, мама злилась и часто повторяла: «Так и будешь жить, как мы с отцом, от зарплаты до зарплаты».

П: Сколько зарабатываете вы и ваш муж, и сколько бы хотели получать в месяц?

К: Он получает 40 тысяч рублей, а я − 19. Хочу иметь заработок в сто тысяч.

П: Оцените по 10-бальной шкале вероятность осуществления вашей мечты.

К: 7 баллов. Я педагог, сейчас учусь на вечернем отделении на факультете психологии. Я люблю людей, начала понемножку консультировать в школе, в которой работаю. Пока недовольных не было. Хочу заняться частной практикой и реализовать свою цель.

П: Что мешает начать это делать в ближайшее время?

К: Страх. Боюсь, что не получится и какая-то необъяснимая тревога.
Используем технику «Деньги в моей жизни» (В.Голобородовой) и просим, согласно инструкции, взакрытую достать из набора «ОХ» семь карт, отвечающих на вопросы:

Карта 4: как вы относитесь к деньгам?
Карта5: как деньги относятся к вам?
Карта 6: что хорошего дают вам деньги?
Карта 7: что плохого дают вам деньги?
Карта 8: Какие эмоции вы будете испытывать, если у вас будет много денег?
Карта 9: мало денег?
Карта 10: денег будет столько, сколько сейчас?

Вскрываем и обсуждаем.

Клиентка достала взакрытую из набора «ОХ» семь карт и начала отвечать на вопросы:
Рисунок 2. Карты 4-10 — ответы на вопросы техники «Деньги в моей жизни»
Карта 4
Карта 5
Карта 6
Карта 7
Карта 8
Карта 9
Карта 10
К: К деньгам отношусь легко. С помощью такой ракетки (карта 4) я быстро направляю их на закрытие финансовых дыр.

На Карте5 вижу себя и двух сыновей. Мы повернулись к жизни и к деньгам спиной и уходим общей дорогой. Вот таки деньги относятся ко мне. Они повернулись ко мне спиной и убегают как от нерадивой хозяйки в стихотворении «Федорино горе». Она не заботилась о своей посуде и та сбежала от нее.

Карта 6: Деньги дают много хорошего, а главное − возможность наслаждаться красотой и природой.

На Карте 7 отражено то плохое, что дали мне деньги-чувство вины и стыда. Когда умерла моя мама, я долго не могла опомниться от горя и несколько месяцев сидела на больничном по поводу депрессии, хотя быстро начала чувствовать себя лучше и могла бы выйти на работу и пораньше, но надо было сделать ремонт квартиры. С тех пор при встрече с директором школы чувствую дискомфорт. Вижу в этих судьях на карте своих коллег, которые меня осуждают.

Карта 8: Если у меня будет много денег, я умру от счастья, потому что наконец-то смогу помочь детям. Старшему сыну куплю машину, а младшему оплачу учебу в институте, которая спасет его от армии.

Карта 9: Если у меня будет мало денег, придется, чтобы не расстраиваться, не думать о материальном. Буду делать акцент на духовной пище. Начну ходить по музеям, читать книги.

Карта 10: Если у меня будет столько же денег, сколько сейчас, мы с мужем возьмем кредит, отремонтируем старую дачу и будем греться на солнышке. Мы любим там бывать, это наше родовое гнездо. Сын вырос, работает, надеемся, скоро женится. Надо же внукам где-то отдыхать.

П: Правильно ли я поняла, что дажеесли все останется как есть и ваше финансовое состояние не изменится, это не станет для вас трагедией?

К: Да.
Далее предлагаем рассмотреть три возможных варианта развития финансового сценария клиентки (минимальный доход − ежемесячный заработок 19 тыс. рублей, максимальный желаемый доход в − 100 тыс.рублей и средний уровень дохода − 60 тыс. рублей). Просим описать, как она будет себя чувствовать и действовать в каждом из трех вариантов. Просим провести на листе бумаги А4 две пересекающиеся линии, обозначить на каждом из трех полюсов величину дохода, положить рядом с каждым из трех вариантов по четыре, вытащенных вслепую карт, отвечающих на вопросы:

1) Как в каждом из трех вариантов будет чувствовать себя и ощущать ваша Анима (внутренняя женщина) (набор «Про тебя»)?

2) Что будет чувствовать и ощущать ваш внутренний ребенок? (любой набор с портретами детей. Клиентка выбрала набор «Кнуты и пряники»)?

3) Что для реализации этой цели вам придется делать в первую очередь? (слова и картинки из набора «ОХ»).
Рисунок 3. Карты 11-22, ассоциирующиеся с тремя вариантами дохода, рассматриваемыми клиенткой
Вариант 1. Максимальный доход — 100 тысяч рублей
Карта 11
Карта 12
Карта 13-14
Вариант 2. Средний уровень дохода — 60 тысяч рублей
Карта 15
Карта 16
Карта 17-18
Вариант 3. Минимальный доход — 19 тысяч рублей
Карта 19
Карта 20
Карта 21-22
П: С какого полюса хотите начать?

К: Вариант 1. Сто тысяч.
Женщина выбирает взакрытую из трех вышеперечисленных наборов четыре карты (11-14):
К:Если я буду много работать, моя внутренняя женщина превратится в старуху (карта 11); моему внутреннему ребенку придется вспомнить детство, когда мать много работала и, не имея времени для приготовления блюд, варила ведровую кастрюлю борща, которую вся семья ела неделю (карта 12). Чтобы заработать большие деньги, мне придется, как этому клоуну (карта 13), выполнять ряд несвойственных мне ролей и зависеть от начальника (карта 14). Меня это убьет. Я уже устала под всех подстраиваться. Этот вариант мне не подходит.

П: С какого из двух оставшихся полюсов хотите начать?

К: Вариант 2 с зарплатой в 60 тысяч.

П: Что произойдет, если вы будете иметь такой доход?
Женщина выбирает взакрытую из трех вышеперечисленных наборов четыре карты и отвечает на вопросы (15-18):
К: Вижу над Анимой сгущающиеся тучи (карта 15). Думаю, что это − назревающий конфликт с мужем, которому не понравится, что я продолжаю отдавать все детям и мало думаю о нем. Ощетинившийся кот -это мой внутренний ребенок (карта 16), который опять останется ни с чем. Все внимание я должна отдавать сыновьям, а заброшенному ребенку хочется путешествий и праздников. Карта 17 − про нож в спине − очень пугает. Это не про нашу семью.

П: Я понимаю, что вы достали ее взакрытую и испугались. Попытайтесь понять, что вам придется делать, чтобы заработать 60 тысяч? Какое отношение эта карта имеет к ответу на вопрос?

К: Получается, что мне придется воткнуть кому-то в спину нож.

П: Кому?

К: Я вонзаю нож в спину младшему сыну, спасая его от армии. К сожалению, мой сын − лентяй. Он не хочет ни работать, ни учиться, ни идти в армию. Недавно он озвучил свое жизненное кредо «Деньги придут и на печи найдут», что вызвало страшный гнев со стороны старшего сына (карта 18). Деньги пойдут ему во вред. Старшему сыну станет обидно, что мы помогаем младшему брату, больше, чем ему. Мне придется потратить много сил, чтобы они не поссорились. Значит этот вариант тоже не годится. Не знаю, что и делать! Третий нищенский вариант меня тоже не устраивает.

П: Давайте анализировать последний третий вариант дохода в 19 тысяч.

К: Все останется как есть. Моя внутренняя женщина, как и прежде, должна справляться с материальными трудностями (карта 19).
Я должна больше заботиться о муже (карта 21 − совместный танец), т.к. его здоровье ухудшается. Ну и, наверное, слово «эротический» тут появилось не случайно (карта 22). В последнее время нам не до секса.

П: Почему вы пропустили карту 20?

К: Этот унитаз меня пугает. В памяти всплывает что-то неприятное.

П: Попробуйте вспомнить детство. Присутствуют ли в ваших воспоминаниях образы, похожие на эту карту?
Клиентка напряженно молчит.
П: Вспомните высказывания, чувства или поведение родителей, связанные с отношением с деньгами.

К: Ничего особенного вспомнить не могу. Все деньги тратились на еду. Бабушка ругала за это маму и говорила, что «она не должна работать только на унитаз».

П: Как это отражалось на отношениях в семье?

К: Никак. Мои родители всегда жили спокойно и мирно. Ворчала только бабуля.

П: И вы предпочли родительскую модель партнерских отношений?

К: Да.

П: Какой вы делаете вывод?

К: К сожалению, придется пока оставить все, как есть. Много работать я не хочу. Как говорит мой муж: «Бог создал из обезьяны человека совсем не для того, чтобы он потом превратился в лошадь». Я должна сохранять главную ценность: укреплять семью, уделять больше времени мужу. Если появятся лишние деньги, я не смогу не дать их младшему сыну, даже понимая, что они пойдут ему во вред. А, если все останется как есть, ему придется взрослеть и становиться мужчиной. У меня появится шанс перерезать связывающую нас пуповину и отпустить его от себя во взрослую самостоятельную жизнь.

П: Правильно ли я поняла, что вы остановились на том, чтобы пока ничего не менять в своей жизни?

К: К сожалению, да. Пока буду жить как в анекдоте. «Встречаются два приятеля и на вопрос первого о том, как живешь, второй отвечает:

-Я наконец-то достиг финансовой стабильности: денег не было, нет и не будет.

П: Но ведь вы сами сделали такой выбор.

К: Понимаю, но радости это не прибавляет.

П: Чтобы чувствовать себя комфортно, хорошо бы заменить иррациональные установки «Я должна зарабатывать больше» и «Я всем должна» на другие − рациональные.

К: Давайте!
Комментарии: После долгого обсуждения и подбора устраивающих клиентку фраз, она согласилась поменять негативную установку «Я должна…» на установки «Деньги − хорошо, а счастье лучше» и «Кому должна, я всех прощаю…» и сразу почувствовала себя лучше.

Анализ жалоб и полученной информации позволил сделать вывод о наличии у клиентки неврастении, в основе которой лежат установки долженствования и идея долга. «Внедренная» родителями в подсознание клиентки в детском возрасте установка «Будешь жить, как мы с отцом, от зарплаты до зарплаты» легла в основу выбранного ею неуспешного (по ее мнению), финансового сценария. Ассоциативные карты помогли посмотреть на ситуацию со стороны (диссоциация) и выбрать устраивающий клиентку способ решения проблемы (пока оставить все, как есть). В ходе проведенной терапии женщина избавилась от вредных иррациональных заблуждений, заменив их на более рациональные, полезные установки.
Библиографический список
1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем.Учебно-практическое руководство. – СПб., Изд-во «ГАЛАРТ+». 2016. - 242с.

2. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

3. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки/Д.Н.Узнадзе.-Тбилиси:Мецниереба, 1961.

4. Франкл В. Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.

5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ / Пер. с англ; Общ. ред. Г. В. Бурменской. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Универс», 1993. – С. 214–220.

6. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. Изд-во «Питер Ком» 1999.
Источник: Дмитриева Н.В., Красовская Н.Р., Шишкина А.И. КОРРЕКЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ // Интернаука: научный журнал. № 8(42). – М., Изд. «Интернаука», 2018. – С. 5-10.
Made on
Tilda