Ребенок, подросток, юноша в своей жизни проживают очень разный опыт, встраивая его в структуру своей личности. В кризисных ситуациях детская психика перерабатывает много чрезмерной, насыщенной и объемной информации о себе, об окружающих людях и о мире в целом. Для полноценного формирования личности важно, чтобы этот опыт был структурирован, осознан и переработан психикой. Кризисными в период детства могут быть отношения в семейной системе: нарушение привязанности, конфликты, сепарация, разводы, появление новых членов семьи; отношения в детском коллективе: формирования социального статуса в референтной группе, включая эпизоды травли, психологического насилия, отвержения, отчуждения и т.д. Педагогам-психологам, детским психологам и другим специалистам, работающим с детьми важно понимать особенности проживания нового опыта детьми и подростками, основные аспекты защитных функций психики и принципы работы в ситуации смешанных кризисов, включая работу с самими детьми, подростками и их родителями.