Невроз: как возникает и как с ним работать психологу
Статья написана по материалам профессора Натальи Дмитриевой — автора курса «Невротические расстройства. Современные методы диагностики и психотерапии».
Невроз — это реакция психики на сложную, травмирующую ситуацию. У него множество разных проявлений, например, тревога, бессонница, навязчивые состояния или соматические жалобы «без диагноза». В таком разнообразии психологических и физиологических «симптомов» бывает сложно точно определить, действительно ли это невротическое расстройство. Чтобы правильно диагностировать и выстроить терапию, важно понимать, как устроен невроз.

В этой статье мы разбираемся, почему возникает невроз и как с ним работать.

Содержание

  1. Как отличить стресс от невроза
  2. Причины невроза
  3. Что такое невротический конфликт и как с ним работать
  4. Как травма становится причиной невроза. Ссылка на бесплатный мини-курс
  5. Вторичные выгоды: невроз как защита
  6. Как обойти психологические защиты с помощью МАК
  7. Как психологу работать без страха «навредить»

Как отличить стресс от нервоза

Невротическое расстройство часто возникает как следствие стрессовой ситуации. Но не каждый стресс — это невроз.
Основные критерии отличия
Реактивное состояние (стресс): есть конкретный стрессор, симптомы уходят вместе с ним.

Невротическое расстройство:
  • тревога стала фоном;
  • жалобы хронические;
  • присутствуют противоречия («хочу и боюсь», «не хочу, но надо» и другие);
  • симптомы возвращаются циклично;
  • есть соматические проявления без органики.

Запросы клиентов с неврозом могут звучать так:
  • «Я тревожусь, даже когда всё в порядке».
  • «Я просыпаюсь с тревогой и засыпаю с ней».
  • «Я проверяю все по сто раз, иначе не могу».
  • «Врачи говорят, что здоров, а мне хуже».
Какие вопросы задать клиенту, чтобы диагностировать невроз

Чтобы дифференцировать стресс от невротического расстройства, психологу важно задавать уточняющие вопросы, которые выявляют длительность, цикличность, влияние на жизнь и внутренний конфликт.

Вопросы о длительности и динамике
  • Сколько времени вы ощущаете это состояние?
  • Был ли момент, когда симптомы полностью исчезали?
  • Что изменилось после окончания стрессовой ситуации?

Вопросы о цикличности и повторяемости
  • Возвращаются ли симптомы снова и снова, даже если ситуация изменилась?
  • Есть ли периоды «лучше/хуже» или напряжение держится фоном?

Вопросы о влиянии на повседневность
  • Как это влияет на ваш сон, аппетит, концентрацию?
  • Насколько это мешает вам работать, учиться, общаться с близкими?
  • Приходилось ли вам отказываться от привычных дел из-за этих состояний?

Вопросы о внутренних противоречиях
  • Что вы чувствуете, когда хотите сделать одно, но приходится делать другое?
  • Есть ли у вас ситуации, когда желания и обязанности расходятся?
  • Ощущаете ли вы, что «разрывает» выбор между противоположными вариантами?

Вопросы о соматике и поиске помощи
  • Обращались ли вы к врачам?
  • Что они сказали по результатам обследований?

Причины невроза

Есть несколько факторов, влияющих на развитие невроза, и часто они работают в связке друг с другом.
Нерешенный внутренний конфликт
«Хочу — Надо», «Хочу — Могу», «Надо — Надо» и «Хочу — Хочу», «Надо — Могу», «Могу — Могу» по В. Н. Мясищеву. Человек застревает между противоположными тенденциями, и симптом становится компромиссом.
Психологическая травма
Потеря близкого, насилие, сильный стресс. Если травма не переработана, она закрепляется в психике и подпитывает невротический процесс.
Хронический стресс или длительная фрустрация
Ситуации, которые человек воспринимает как неразрешимые (например, постоянный прессинг на работе, невозможность реализовать важные желания).
Когда напряжение становится фоном, формируется невротическое расстройство.
Личностные особенности
Повышенная тревожность, перфекционизм, склонность к сомнениям. Сочетание черт характера и условий среды повышает риск развития невроза.
Нарушения в системе межличностных отношений
Конфликты в семье, давление со стороны родителей/партнеров.
Невроз часто выступает как способ «регулировать» отношения (через вторичные выгоды).
Социальные и культурные факторы
Завышенные требования общества («будь успешным всегда»), социальное сравнение и особенности воспитания. Несоответствие между ожиданиями среды и возможностями личности.
Биологическая предрасположенность
Слабость нервной системы, особенности темперамента. Это не прямая причина, а фон, который делает человека более уязвимым к неврозам.

Что такое невротический конфликт и как с ним работать

Одна из основных причин невроза — это внутренний конфликт, столкновение потребностей человека, его стремлений и представлений о мироустройстве.
Невротический конфликт — это неразрешимое внутреннее противоречие, которое человек не осознает.
В запросах клиентов это может звучать так:
  • «Я все время напряжен, будто меня тянет в разные стороны».
  • «Я хочу одного, но делаю другое».
  • «Мне кажется, что во мне идет постоянная борьба».
Мясищев В. Н. выделил следующие типы невротических конфликтов:
  • «Хочу — Надо»
    • Клиент хочет уволиться, но «надо» содержать семью.
    • Хочет отдохнуть, но «надо» быть идеальной матерью.

    ➡ Проявляется хронической тревогой, раздражительностью, чувством вины.
  • «Хочу — Могу»
    • Человек мечтает о карьере, но объективно не хватает ресурсов.
    • Хочет построить отношения, но избегает близости из-за страха.

    ➡ Симптомы: усталость, апатия, жалобы на «опустошенность».
  • «Надо — Надо»
    • На работе требуют максимальной отдачи, дома ждут такой же включенности.
    • «Надо быть успешным специалистом» и «надо быть заботливым родителем».

    ➡ Часто ведет к бессоннице, психосоматике (головные боли, спазмы).
  • «Хочу — Хочу»
    • Человек одновременно хочет независимости и полного слияния в отношениях.
    • Хочет стабильности и острых эмоций.

    ➡ Симптомы: панические атаки, навязчивые фантазии, перепады настроения.
  • «Надо — Могу»
    • Клиент осознает: «Надо сдать проект», но физически или эмоционально не может.
    • «Надо заботиться о больных родителях», но нет сил или ресурсов.

    ➡ Проявляется чувством беспомощности, виной, иногда депрессией. Симптомы: слезы, соматические сбои, «руки опускаются».
  • «Могу — Могу»
    • У человека есть несколько возможностей (например, переехать в другой город или остаться в текущей стабильной работе), но выбор парализует.
    • Два реальных «могу» тянут в разные стороны: «могу быть в отношениях» и «могу быть свободным».

    ➡ Симптомы: навязчивые размышления, тревога перед принятием решений, прокрастинация, бессонница.
Инструкция для психолога

  • Всегда уточняйте: «Какой результат вы хотели бы получить? Что вам сейчас мешает достичь этого результата?»

  • Ищите противоречия в речи: «и хочу, и боюсь», «и надо, и не могу».

  • Сопоставляйте жалобы с видами конфликтов.

  • Помогайте клиенту осознавать конфликт и искать новые способы его разрешения — не через симптом, а через выбор и действия.
Одной из причин невроза может стать психологическая травма. Неразрешенная, она остается в психике и подпитывает внутренний конфликт.

📌 Об этом подробнее — бесплатный вебинар «Невроз и травма. Причины и психотерапия»

На реальном случае (клиент с тревогой, бессонницей и потерей концентрации) вы увидите:
  • как отличить невротический конфликт от последствий травмы;
  • почему тревога и бессонница становятся постоянным фоном;
  • как травматический опыт мешает терапии и поддерживает невроз;
  • на что психологу важно обратить внимание, чтобы не работать только с поверхностью симптома.

👉 Если вы хотите глубже понять, как именно травма влияет на развитие невротического процесса, обязательно посмотрите вебинар.

🔗 Зарегистрироваться можно здесь: Невроз и травма.
Как травма становится причиной невроза

Вторичные выгоды: невроз как защита

Иногда терапия застревает. Клиент говорит: «Я хочу изменений», но снова возвращается к симптомам. Причина в том, что симптом выполняет функцию защиты и приносит выгоды:

  • снижает тревогу (например, навязчивый ритуал дает ощущение контроля);
  • обеспечивает внимание и заботу («когда мне плохо, близкие рядом»);
  • меняет систему отношений (например, освобождают от непосильных обязанностей).
Пример такой защиты:
Женщина жаловалась на панические атаки. Приступы случались именно тогда, когда муж требовал больше ответственности за финансы. Симптом позволял ей «узаконить» право на отказ и одновременно получать поддержку.

Наталья Дмитриева подчеркивает, что симптом нельзя просто «отнять». Это может усилить тревогу и запустить новые проявления. Только если психолог помогает клиенту найти альтернативы, изменения становятся устойчивыми.
Инструкция для психолога

Выявить функцию симптома.
Задайте себе вопрос: «Что клиент получает через этот симптом? От чего он защищается?»

Признать ценность защиты.
Скажите клиенту: «Ваше тело нашло способ помочь вам справляться. Наша задача — найти более безопасный и эффективный путь».

Поискать альтернативы.
Вместе ищите новые способы удовлетворять ту же потребность (например, отдых, внимание, право сказать «нет») без разрушительных последствий.

Постепенно ослаблять симптом.
Когда у клиента появляется ресурс удовлетворять потребности иначе, необходимость в симптоме отпадает — и он уходит естественно.

Как обойти психологические защиты с помощью МАК

Симптом при неврозе часто выполняет защитную функцию и приносит скрытые выгоды. Но есть проблема: сам клиент обычно этого не осознает. Психика защищается: включает вытеснение, рационализацию, отрицание или другие механизмы.

Человек искренне говорит:
  • «Я не знаю, что чувствую»,
  • «Как будто пустота внутри»,
  • «Не могу объяснить словами свое состояние».

Именно поэтому работа напрямую со словами и логикой часто не дает результата. Нужно обойти защитные механизмы. Один из способов сделать это — метафорические ассоциативные карты (МАК).
Как карты помогают в работе с неврозами:
  • Карта «говорит» то, что клиент не решается озвучить.
  • Визуализируют конфликт. Противоречие «хочу — надо» или «надо — надо» становится видимым.
  • Создают безопасную дистанцию. Гораздо проще обсуждать картинку, чем напрямую говорить о себе.
  • Дают доступ к бессознательному. Открывают доступ к чувствам, которые клиент не осознает — страху, злости, вине.
🗣 Пример клиентского случая
Клиент жалуется на хроническое напряжение, усталость и бессонницу. Медицинских причин не нашли. Он описывает ощущение «движения без конца» — как будто жизнь превратилась в бесконечный марафон.

Клиент вытаскивает карту: на ней дорога, уходящая вдаль.

Клиент: «Это будто я иду, и конца нет. Я устал».
Психолог: «Что для вас эта дорога? На что она похожа в вашей жизни?»
Клиент: «Это моя работа. Постоянно требования, я не могу остановиться».
Психолог: «И что вы чувствуете, когда видите этот бесконечный путь?»
Клиент: «Беспомощность и злость. Но я должен идти».

📌 Именно так вскрывается конфликт «хочу — надо»: клиент хочет отдыха, но обязан работать без остановки. Усталость и бессонница становятся способом сказать телом то, что словами не удается.
Инструкция для психолога

  • Начинайте с анамнеза: уточняйте, что клиент чувствует, какие жалобы предъявляет.

  • Предлагайте карту, когда слова «застревают».

  • Не интерпретируйте сами — спрашивайте: «Что это значит для вас?»

  • Отслеживайте, какой конфликт проявляется в ответах («хочу — надо», «хочу — могу» и др.).

  • Помогайте клиенту переводить образ в осознание: «Вы устали идти — а как можно остановиться без симптома?»
На курсе «Невротические расстройства. Современные методы диагностики и психотерапии» много примеров работы с МАК. Если вы не работаете с картами, вам будут представлены варианты работы без них, например, через образы.

Как психологу работать без страха навредить

  • «Боюсь брать клиентов с паническими атаками».
  • «Боюсь, что путаю: это стресс, психосоматика или невроз?»
  • «Не всегда понимаю, где мои границы и когда стоит направить к врачу».
  • «Работаю с тревожными клиентами, но чувствую, что действую наугад».
Это вполне обоснованные опасения психолога. Что поможет снизить напряжение и выстроить работу?

Системные знания.
Изучите структуру невроза: как формируется конфликт, какие бывают его типы, как проявляется в симптомах.

→ Это снижает тревогу: вы понимаете, что видите не «хаос жалоб», а закономерную картину.


Алгоритм работы.
Работайте по этапам:
  • собрать анамнез,
  • выявить конфликт,
  • подобрать технику,
  • закрепить результат.

→ Алгоритм снимает растерянность: «Что делать дальше?»


Границы компетенции.
Всегда задавайте себе вопросы:
  • Это невроз или, может быть, психоз?
  • Есть ли органическая основа?
  • Нужен ли параллельно психиатр или другой врач (кардиолог, гастроэнтеролог, эндокринолог и др.)?

→ Четкое понимание границ делает работу безопасной.


Насмотренность и практика.

Изучайте кейсы, посещайте интервизии, советуйтесь с супервизором или приходите на курс по невротическим расстройствам. В нем будут 11 видеозаписей реальных сессий с клиентами, вебинары вопросов и ответов (один из них с Натальей Дмитриевой), а также обратная связь и поддержка тьютора — практикующего психолога.
Курс повышения квалификации
Автор и ведущая курса — Наталья Витальевна Дмитриева, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, автор 35 книг и 500 научных публикаций по психологии и психотерапии.
За 3 месяца на курсе вы:

  • поймете, как устроен невроз, какие механизмы провоцируют его возникновение;
  • начнете разбираться в разных видах невротических расстройств;
  • научитесь собирать анамнез, диагностировать, определять мишени терапии, обходить психологические защиты клиента;
  • освоите разные терапевтические техники и тактики работы;
  • получите официальный документ о том, что прошли обучение и пополните свое портфолио.
«Невротические расстройства. Современные методы диагностики и психотерапии»