8 800 551 4506 (бесплатно по РФ)
8 921 656 5586 (whatsapp)
mail@centrmetafora.ru
Психосоматические расстройства
в практике психологического консультирования
Курс повышения квалификации онлайн
доктора психологических наук
Натальи Дмитриевой
22 октября — 28 января
К сожалению, специалистов по работе с психосоматикой сегодня гораздо меньше, чем тех, кто называет себя целителем от всех болезней. Даже врачи «плохо распознают психосоматические нарушения и безуспешно пытаются их лечить как похожие на соматические болезни» (Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи, 2014. С.3). В результате функциональные нарушения перерастают в
психосоматические болезни и в психосоматическое развитие личности, поэтому необходимость разработки новой обучающей программы очевидна. Ее УНИКАЛЬНОСТЬ заключается в демонстрации 10 видеозаписей работы с пациентами, страдающими разнообразными нарушениями, с анализом алгоритма терапии и эффективными рекомендациями по избавлению от симптомов. В программе анализируются взаимоотношения с психосоматическими проблемами реальных людей. Мы намеренно сделали акцент на практической стороне работы с симптомами, тем не менее научные и теоретические материалы размещены в каждом модуле.
В программе обсуждается клиника, диагностика и психотерапия наиболее типичных психосоматических нарушений. В доступной форме разъясняются их психоаналитические и психодинамические механизмы, приводятся тесты для ранней самодиагностики и самоанализа, инструментарий и руководство по использованию техник, практические примеры и теория, сопровождаемые демонстрацией фрагментов сессий.

Примеры из практики автора, множество рекомендаций и простых, но эффективных техник помогут войти в контакт с эмоциями и ощущениями, принять свои сильные и слабые стороны и внутренне примириться с ними, поскольку попытка что-то в себе скрыть бесполезна. Исцеление через осознание и анализ переживаний поможет не бояться психосоматических нарушений и своих эмоций, даст стимул и поддержку для перехода от болезни к здоровью и безопасности.
Курс повышения квалификации рассчитан на специалистов с высшим и средним специальным образованием и будет интересен:

  • Практикующим психологам и психотерапевтам
  • Медицинским работникам
  • Социальным работникам
  • Педагогам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов
  • Другим специалистам, работающим с психосоматическими заболеваниями
Программа курса
Чтобы узнать содержание модуля, нажмите на название
Модуль 1. Сущность психосоматического консультирования
1. Определение и механизмы формирования психосоматического расстройства (ПСР).
2. Признаки ПСР и подходы к их диагностике. Большая и малая психосоматика.
3. Концепции происхождения и группы ПСР.
4. Диагностические критерии различных видов соматоформных расстройств.
5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование ПСР.
6. Причины возникновения и составные части ПСР.
7. Варианты развития и признаки заболеваний.
8. Принципы терапии ПСР. Формирование запроса. Диагностика значимых ситуаций, относящихся к запросу клиента. Универсальный алгоритм вопросов для первичной консультации в работе с психосоматическим симптомом. Работа с эмоциями, иррациональными убеждениями, телесными блоками, неудовлетворенными потребностями, вторичными выгодами. Составление плана ответственного поведения, направленного на поиск ресурсов и выздоровление.
9. Предметная терапия и техники работы с ассоциативными картами в психосоматических запросах.
10. Арт-терапия и Трансформационные игры, ориентированные на работу с психосоматическим симптомом.
11. Критерии эффективности психотерапии.
12. Психологический практикум: видеоурок работы с клиенткой, страдающей экземой; анализ причин и психологическая коррекция.
Модуль 2. Общий алгоритм работы с психосоматикой
1. Направления коррекции психосоматики:
  • Работа с эмоциями, телесными ощущениями, потребностями, ответственностью;
  • 10-шаговая модель работы с психосоматикой (по Календо-Смирновой);
  • Позитивная терапия психосоматики (по Пазешкиану).
2. Анализ и интерпретация «уровней залегания» причин болезни
Модуль 3. Психосоматический симптом как результат алекситимии
1. Определение и классификация алекситимии.
2. Причины возникновения. Особенности взаимоотношений с матерью, травма и др..
3. Алекситимия и функции эмоций.
4. Симптомы алекситимии.
5. Нарушения вербальной и символической экспрессии при алекситимии.
6. Психодинамика алекситимии.
7. Задачи и терапевтические подходы к терапии алекситимии. Индивидуальная, групповая, детская терапия.
8. Система взаимосвязей эмоций с основными уровнями функционирования личности.
9. Исследование эмоций («Таблица эмоций»).
10.Техники коррекции алекситимии («Дублирование», «Внутренний монолог», «Смена ролей», «Зеркало», «Материализация», «Социальный атом», «Книга моей жизни: главы жизни», «Вторичные выгоды» и др..
Модуль 4. Психосоматические основы заболеваний сердечно-сосудистой системы
1. Психосоматические причины сердечно-сосудистых нарушений.
2. Коронарный профиль личности
3. Классификация психосоматических заболеваний сердечно-сосудистой системы
4. Механизмы формирования, специфика конфликта и психотерапия больных:
  • Эссенциальной артериальной гипертонией;
  • Кардиофобическим неврозом;
  • Кардиофобией.
5. Психосоматические характеристики основных заболеваний сердечно-сосудистой системы(таблица).
Модуль 5. Психосоматика болезней органов дыхания
1. Функции дыхания.
2. Психодинамика и психологическая метафора бронхиальной астмы (БА).
3. Профиль личности больных с БА.
4. Символическое выражение приступов удушья.
5. Особенности взаимоотношений с матерью у больных БА.
6. «Вклад семьи» в возникновение БА.
7. Варианты механизмов патогенеза БА.
8. Основные цели, задачи и эффективность психотерапии при различных вариантах БА.
9. Различные виды психотерапии БА.
  • Дыхательная терапия.
  • Гештальт-терапия.
  • Телесно-ориентированная терапия.
  • Семейная психотерапия.
  • Групповая психотерапия.
10. Гипервентиляционный синдром (синдром нервной гипервентиляции). Клинико- психологические аспекты. Психотерапия.
11. Психосоматические характеристики основных болезней органов дыхания.
Модуль 6. Психосоматика заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА)
1. Влияние опорно-двигательного аппарата на жизнь и здоровье человека.
2. Функции ОДА.
3. Классификация болезней ОДА.
4. Психологическая диагностика.
5. Психологические причины заболеваний в зависимости от локализации боли.
  • Психосоматика и терапия болей в шейном отделе позвоночника.
  • Психосоматика и терапия болей в грудном отделе позвоночника.
  • Психосоматика и терапия болей в поясничном отделе позвоночника.
  • Психосоматика и терапия полиартрита (ревматоидного артрита).
6. Общие направления, принципы, методы и этапы психотерапии.
Модуль 7. Психосоматика онкологических заболеваний
1. Психологические причины возникновения онкологических заболеваний.
2. Психологические аспекты жизни, способствующие возникновению онкологических заболеваний.
3. Психосоциальные стрессоры как причина болезни.
4. Этапы развития психологического процесса, предшествующего возникновению рака.
5. Психические факторы, влияющие на благоприятное или неблагоприятное течение заболевания.
6. Психологический профиль онкологического больного.
7. Фазы процесса, которые могут быть пережиты больным.
8. Психологические этапы на пути выздоровления онкологического больного.
9. Психотерапия.
10. Алгоритм поддержки семьи.
Модуль 8. Психосоматика желудочно-кишечных заболеваний
1. Взаимосвязь психологического аспекта питания с эмоциями как причина возникновения ЖКЗ.
2. «Синдром раздраженной кишки» (СРК).
  • Клинико-психологические аспекты и причины возникновения;
  • Особенности личности больного с СРК;
  • Специфика психотерапии.
3. Гастрит. Психологические причины возникновения.
  • Особенности личности больного гастритом;
  • Специфика психотерапии.
4. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
  • Причины возникновения и психодиагностика;
  • Особенности личности больных язвенной болезнью;
  • Пять психологических типов язвенных больных;
  • Варианты психологической структуры личности язвенного больного (Пассивный и Активный);
  • Варианты течения болезни;
  • Психотерапия при язвенной болезни. Виды и мишени психотерапевтической работы.
5. Основные положения психотерапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Модуль 9. Психосоматические проблемы кожи
1. Кожа и ее влияние на жизнь и здоровье человека. Функции кожи.
2. Классификация кожных болезней.
3. Психологические причины кожных болезней.
4. Психологическая диагностика кожных заболеваний.
5. Психотерапия. Виды и подходы к терапии. Зоны Захарьина-Геда. Техники работы с психосоматическими проблемами кожи.
6. Общие рекомендации по исцелению от кожных заболеваний.
7. Работа с аллергией. Аллергические объектные отношения. Психосоматика аллергии. Психологическая работа с аллергиками.
8. Психологический практикум: видеоурок работы с клиенткой, страдающей аллергией и нейродермитом; анализ причин и психологическая коррекция.
Модуль 10. Психовегетативные синдромы и головная боль
1. Психосоматика психовегетативных синдромов.
1.1. Причины вегетативных феноменов.
1.2. Картина личности, склонной к вегетативным нарушениям.
1.3. Формула психодинамики психовегетативных нарушений.
1.4. Психотерапия психовегетативных синдромов. Показания и методы работы.

2. Головная боль.
2.1. Головная боль напряжения.
  • Диагностика ГБ напряжения;
  • Тип личности цефалгического больного;
  • Психологическое значение симптома;
  • Причины ГБ;
  • Влияние семьи на возникновение ГБ;
  • Психотерапия ГБ напряжения;
  • Самопомощь при снятии ГБ напряжения;
  • Памятка страдающим ГБ.
2.2. Мигрень.
  • Психосоматика и проявления мигрени;
  • Психологические причины возникновения мигрени;
  • Картина личности больного;
  • Вторичные выгоды от болезни;
  • Психотерапия.
Модуль 11. Психосоматика болезней эндокринной системы
1. Влияние эндокринной системы на функционирование организма.

2. Психологические причины заболеваний щитовидной железы.
2.1. Психосоматические аспекты гипертиреоза.
  • Психологические причины гипертиреоза;
  • Психотерапия гипертиреоза.
2.2. Психосоматические аспекты гипотиреоза.
  • • Психологические причины гипотиреоза;
  • Психотерапия гипотиреоза.
2.3. Краткий сравнительный анализ гипо и гипертиреоза (таблица).

3. Психосоматические аспекты сахарного диабета.
3.1. Особенности личности больных диабетом.
3.2. Психодиагностика сахарного диабета.
3.3. Психологические причины болезни.
3.4. Психосоматические причины возникновения диабета.
3.5. Особенности конфликта при диабете.
3.6. Влияние семьи на развитие диабета.
3.7. Психотерапия.
Модуль 12. Психогенно-обусловленные заболевания гинекологической сферы. Психогенное бесплодие
Часть 1.
1.1. Влияние состояния гинекологической сферы на репродуктивное здоровье.
1.2. Психологические причины появления миомы матки и нарушений менструального цикла.
1.3. Психодиагностика гинекологических заболеваний. Диагностическая беседа. Тестирование.
1.4. Направления и техники психотерапии:
  • Техника «4 квадрата»;
  • Техника «Разговор с внутренними органами»;
  • Техника «Коррекция конфликтных отношений мужчины и женщины».
Часть 2.
2.1. Причины психогенного бесплодия. Неосознанные установки, препятствующие зачатию.
2.2. Ресурсы, способствующие зачатию и формированию готовности к материнству.
2.3. Классификация женского бесплодия.
2.4. Психологические особенности женщин с нарушением репродуктивной функции.
2.5. Техники работы с психогенным бесплодием.
Ведущий российский психолог, психоаналитик и врач-психотерапевт, имеющий 35-летнюю практику и 25-летний опыт преподавательской деятельности. Является автором 32 книг и 500 научных публикаций по психологии и психотерапии.
Один из основателей нового психологического направления «Ассоциативные карты в психоанализе и психотерапии». Создала школу психотерапевтов и психологов, защитивших 40 кандидатских и докторских диссертаций. Автор уникальных запатентованных методик по работе с ассоциативными картами. Признанный в нашей стране и за рубежом тренер и специалист в области психотерапии.
Наталья Дмитриева
  • Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологического консультирования СПбГИПСР.
  • Академик Международной академии наук педагогического образования.
  • Врач-психотерапевт Европейского Реестра.
  • Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Как проходит обучение на курсе
Курс состоит из 12 модулей
Длительность курса 14 недель
Модули состоят из видеоуроков и/или видеозаписей консультаций Натальи Дмитриевой. Всего в курсе представлено 10 консультаций по работе с разными психосоматическими заболеваниями
Наталья Дмитриева в течение курса проведет 3 вебинара с ответами на вопросы по материалам курса. Вопрос можно будет оставить заранее, а вебинар посмотреть в записи.
Тариф "Слушатель" включает в себя доступ к материалам курса и сертификат в электронном виде об участии в онлайн-курсе (образец)
Тариф "Специалист" включает в себя доступ к материалам курса, упражнения с обратной связью, удостоверение о повышении квалификации объемом на 72 часа (образец)
В базовом варианте каждого тарифа доступ к материалам курса предоставляется с 22.10.19 по 28.01.20. Бессрочный доступ стоит 3000 р.
Участники любого тарифа смогут скачать методические материалы с расширенной теорией в виде презентаций
1
В результате обучения участники:
Познакомятся с психосоматическими аспектами здоровья, причинами психосоматических заболеваний, критериями и методами их диагностики
2
Узнают о возможностях практического применения разнообразных методик в психотерапии психосоматических расстройств
3
Смогут применять специальные методы работы с эмоциями, ощущениями и психотравмами как причинами психосоматических нарушений
4
Научатся работать с различными запросами клиентов в контексте нового системно-аналитического подхода (Г. Малейчук)
5
Узнают о клинико-психологических особенностях современного психосоматического клиента
6
Освоят уровневый анализ, стратегии, правила и этапы работы с психосоматическим симптомом, изучат различные варианты интерпретации симптома
7
Разберутся в научных предпосылках и базовом алгоритме работы с симптомом
8
Смогут убедиться в возможностях МАК-терапии как эффективного инструмента коррекции психосоматических расстройств
Отзывы о курсах Натальи Дмитриевой
Доступ к видеоурокам
на время прохождения онлайн курса
Участие в вебинаре Натальи Дмитриевой
Сертификат об окончании онлайн-курса в электронном виде
Возможность скачать презентацию
Стоимость участия
Тариф «Слушатель»
17900 руб.
Возможна оплата в рассрочку.
Тариф «Специалист»
20900 руб.
Доступ к видеоурокам и упражнениям
на время прохождения онлайн курса
Участие в вебинаре Натальи Дмитриевой
Возможность скачать презентацию
Удостоверение о повышении квалификации (72 ч)
Обратная связь от тьюторов центра
Бессрочный доступ к материалам курса стоит 3000 рублей и предоставляется по тарифам с пометкой "Плюс"

Партнер центра психологического образования "Метафора" — интернет-магазин метафорических карт и психологических игр "MACards". Подробную информацию о продукции Вы можете найти на сайте https://macards.ru/. Участникам курсов центра "Метафора" предоставляется промо-код на скидку.
Информационный партнер
Остались вопросы?
Попробуйте найти ответ здесь или напишите нам mail@centrmetafora.ru
Можно ли оплатить участие в онлайн-курсе в рассрочку?
Вы можете оплатить участие в курсе в рассрочку тремя равными частями:
  • Первую часть до начала курса 22 октября (доступ к модулям 1-4);
  • Вторую часть до 22 ноября (доступ к модулям 5-8);
  • Остаток до 22 декабря (доступ к модулям 9-12);
  • Если Вы хотите воспользоваться рассрочкой, отметьте галочкой соответствующее поле при оформлении заказа, мы отправим Вам ссылку на оплату первой части.
Как проходит обучение?
Обучение начинается 22 октября. За день на вашу электронную почту придет ссылка с доступом к первому модулю онлайн-курса.

По мере прохождения курса вы можете оставлять свои вопросы в специальном разделе. В течение курса Наталья Дмитриева проведет 3 вебинара с ответами на ваши вопросы.
Где будут размещены учебные материалы?
Все учебные материалы, а именно: видеоуроки, видеозаписи консультаций, презентации, упражнения размещены на нашей образовательной платформе по адресу https://edu.centrmetafora.ru
Для скачивания доступны только презентации, видеоматериалы доступны только для просмотра.
Вебинары с ответами на вопросы также будут проходить на указанной обучающей платформе, ссылка на вебинары отправляется на электронную почту в день проведения вебинара, а также заранее размещается в специально созданном уроке. В этот урок через 2 рабочих дня добавляется запись вебинара.
Как попасть в личный кабинет?
Если вы первый раз подаете заявку на обучающие программы центра "Метафора", для вас будет создан личный кабинет, ссылка для входа в который будет отправлена на вашу электронную почту после регистрации. Если вы уже регистрировались ранее, то личный кабинет уже создан, чтобы попасть в него вы также можете перейти по ссылке https://edu.centrmetafora.ru и воспользоваться формой восстановления пароля. Используйте электронную почту, указанную при регистрации.
В течение какого времени будет предоставлен доступ к урокам?
В базовом варианте обоих тарифов доступ предоставляется с 22.10.19 по 28.01.20. Бессрочный доступ к материалам курса стоит 3000 рублей. Для этого при регистрации на курс нужно выбрать тариф "Слушатель Плюс" или "Специалист Плюс"
Как я могу оплатить?
Вы можете оплатить банковской картой Visa, MasterCard, МИР или распечатать квитанцию с реквизитами и оплатить ее в любом отделении банка. После регистрации Вам придет ссылка на почту, при переходе по ссылке откроется окно, в котором можно выбрать удобный для Вас способ оплаты. После поступления средств на наш счет на Ваш электронный адрес будет отправлено подтверждение.
Как я получу удостоверение?
Удостоверение высылается заказным письмом Почтой России в течение 3х недель после окончания курса. После отправки письма мы сообщаем почтовый идентификатор для отслеживания на сайте Почты России.